Честь и достоинство

«Честь и достоинство»

«Обществоведение»

9 класс

Тема: «Направленность личности»

Информационный модуль

Притча о трех каменщиках

Случилось это в средние века.
Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики.Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.

– Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня, – сказал тот со злобой.

Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.

– Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать, – ответил мастер сдержанно.

Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.

– Со стороны кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее! – улыбнувшись, ответил третий каменщик.

Наследующийденьмонах предложил ему стать вместо себя руководителем работ.

Дискуссионный модуль

‑ О чем эта притча?

‑ От чего, на ваш взгляд, зависит отношение каменщиков к их труду?

‑ Как проявляются честь и достоинства у героев притчи?

‑ Представьте себя на месте героев этой притчи. Жизненная позиция какого героя вам наиболее близка? Почему?

«История Беларуси»

11класс

Тема: «Общественно-политическое положение по второй половине 60-х – первой половине 80-х гг.XXвека»

Информационный модуль:

«Личность в истории»

В биографии Петра МироновичаМашерова, первого секретаря ЦК КПБ в 1965–1980 гг., много фактов, подтверждающих неординарность личности этого человека и политического деятеля.

На день рождения Брежневу подносили самые дорогие подарки. Особенно старались чиновники из азиатских республик. Особняком на этом фоне смотрелся подарок от руководителя БССР. Брежнев открыл коробочку, а там был белорусский рушник с орнаментом и часы «Луч» – скромные подарки, купленные П. М. Машеровым за собственные деньги.

Дискуссионный модуль:

‑ О каких моральных качествах П. М. Машерова говорит этот факт его биографии?

‑ Предположите мотивы данного поступка Петра Мироновича.

‑ Предположите, какими принципами руководствовался П. М. Машеров в своей деятельности на посту первого секретаря ЦК КПБ.

«Всемирная  история»

10класс

Тема: «Борьба с захватчиками на оккупированной территории» Информационный модуль

В годы Великой Отечественной войны многие школьники принимали участие в борьбе с оккупантами. Только в оккупированной Белоруссии почти 75 тыс. школьников воевали в партизанских отрядах. В годы Великой Отечественной войны более 35 тысяч пионеров – юных защитников Родины – было награждено боевыми орденами и медалями. Четверо пионеров-героев удостоены звания Героя Советского Союза.Уже в первые дни войны при защите Брестской крепости отличился воспитанник музыкального взвода, 
14-летний Петя Клыпа. Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.Из юных партизан особо известны Марат Казей, Володя Дубинин, Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик. Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста принимали участие в боевых действиях, оказавшись в составе воинских частей, многие работали на производстве, заменив отцов, ушедших на фронт.

Дискуссионный модуль

– Как вы думаете, почему школьники участвовали в борьбе с гитлеровскими оккупантами наравне с взрослыми?

– Можно ли назвать героями тех, кто не был награжден орденами и медалями?

– Можно ли в наше время совершить подвиг?

«Физика»

7 класс

Тема: «Сила»

Информационный модуль

‑ Сегодня на уроке мы познакомимся с великим ученым Исааком Ньютоном. Родился 25 декабря 1642 года в деревне Вулсторп (Англия), в семье мелкого фермера, ушедшего из жизни за три месяца до рождения сына. Младенец был недоношенным. Бытует легенда, что он был так мал, что его поместили в овчинную рукавицу. Мальчику исполнилось всего лишь три года, как его мать вторично вышла замуж и уехала, оставив ребенка на попечении бабушки. С душевным надломом ребенок рос болезненным и необщительным. Трудным было для него начало школьной жизни. Учился плохо, был слабым мальчиком, и однажды одноклассники очень сильно избили его. Переносить такое было невыносимо, и оставалось только одно...

Вся жизнь сэра Исаака Ньютона – это напряженное научное творчество, ряд блестящих идей и открытий, огромная сила воли, трудолюбие и упорство в достижении цели. Оноткрыл знаменитый закон всемирного тяготения;сформулировал основные законы механики;впервые объяснил движения и формы планет;пути комет, приливы и отливы океана;первый исследовал разнообразие световых лучей;сконструировал один из первых термометров;впервые построил отражательный телескоп...

Этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе.

Дискуссионный модуль

‑ Скажите, что помогло будущему ученому достичь таких успехов в науке?

‑ Выбирая перемены в своей жизни, какие усилия, требующие огромных духовных, умственных и физических сил, человеку необходимо приложить? уховную силу: силу убежденья, силу красноречия; силу ума; силу воли; нравственную силу;сохранение чести и достоинства; силою разума постигать, заключать и изобретать.)

«Астрономия»

11 класс

Тема: «Звездное небо»

Информационный модуль

Астрономия – это такое поле приложения человеческих сил интересов, которое может увлечь любого: и мечтателя, и физика, и лирика. Над нами  вечное звездное небо, преисполненное несказанной красоты и высокой тайны. Оно открыто всем и вознаграждает верных, наполняя их жизнь светом и смыслом.

Звучит фрагмент стихотворения В. Маяковского«Послушайте!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают ‑

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

Дискуссионный модуль

– Каким образом человек может считать, что он зажег «свою звезду»?

– Какие усилия нужно приложить, чтобы ваш труд был очень полезенлюдям?

– Что нужно сделать, чтобы стать достойным гражданином своего Отечества?

«Допризывная  подготовка»

11 класс

Тема: «Приписка к призывным участкам и призыв на военную службу в резерве»

Информационный модуль

(Прослушивание музыкального произведения «Служить Беларуси», слова и музыка В. Бобкова)

Служить Беларуси уходят ребята,

Которые станут Отчизны солдаты.

Чтоб мирное небо над нами сияло

Без тени войны и страданий не знало.

Служить Беларуси уходят ребята,

И будут писать вам родные девчата.

А если дослужитесь до генерала,

То вы преумножите Родины славу!

Припев:

Наша армия легендарная!

С честью, доблестью, мужеством славная!

Белорусскаянепобедимая

И нашим народом любимая!

Служить Беларуси уходят ребята,

Присяге державе – есть клятва солдата.

Пусть в шаге армейском развеется знамя,

И вся детвора побежит вслед за вами!

Дискуссионный модуль

‑ С какой целью юноши уходят служить в армию?

‑ Считаете ли вы свои долгом идти в армию?

– В чем проявляется честь и достоинство гражданина Республики Беларусь?